Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

Обзор

типичных нарушений законодательства Российской Федерации,

допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах,

представляемых для государственной регистрации

 

         В соответствии с компетенцией, определенной Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Минюста России по Владимирской области (далее – Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории Владимирской области, осуществляющим деятельность в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций.

В соответствии с подпунктом 63 пункта 6 Положения Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в ЕГРЮЛ сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях установлены Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее – Административный регламент), утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455.

Анализ документов, представляемых для государственной регистрации, выявил типичные нарушения законодательства Российской Федерации, допускаемые некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями:

1. Несоответствие наименования некоммерческой организации требованиям пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях») в части неуказания характера ее деятельности.

Управлением выявлены случаи несоответствия наименования создаваемой некоммерческой организации требованиям пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», выражающиеся в отсутствии в наименовании некоммерческой организации указания на характер деятельности. Кроме того, установлены факты указания в формах документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических, наименования некоммерческой организации, отличающего от наименования, указанного в уставе некоммерческой организации, что свидетельствует о недостоверности и противоречивости представленных документов.

2. Наличие в уставе некоммерческой организации открытого перечня целей и видов деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться предмет и цели деятельности некоммерческой организации. На основании пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Наличие в уставе некоммерческой организации формулировок «иные цели», «иные виды деятельности», «основные виды деятельности» без указания на перечень дополнительных видов деятельности, и иных аналогичных формулировок, предполагающих открытый перечень целей и видов деятельности, равно как и осуществление деятельности за рамками характера деятельности, отраженного в наименовании некоммерческой организации и уставных целях, недопустимо.

3. В соответствии с пунктом 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. В соответствии с пунктом 10 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 ГК РФ не применяются.

На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.

Пунктом 3 статьи 50.1 ГК РФ установлено, что сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица указываются в решении об учреждении юридического лица. Таким образом, сведения о наличии достаточного для осуществления приносящей доход деятельности имущества отражаются в решении об учреждении юридического лица.

Вместе с тем выявляются случаи представления на государственную регистрацию документов, не соответствующих положениям пункта 5 статьи 50 ГК РФ.

4. В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996     № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Вместе с тем выявляются случаи отсутствия в уставах некоммерческих организаций вопросов исключительной компетенции высшего органа управления (либо компетенция определена не в полном объеме).

Часть вопросов, которые отнесены законом к исключительной компетенции высшего органа некоммерческой организации, передаются уставом некоммерческой организации к компетенции иных органов.

Объем сведений, содержащихся в уставах некоммерческих организациях, не соответствует требованиям закона. Так, в уставах корпоративных организаций не отражаются сведения: об имущественных правах членов (участников) организации; о порядке принятия решений органами управления организации; отсутствует описание символики организации.

Уставы фонда предусматривают возможность его реорганизации, тогда как Гражданский кодекс Российской Федерации такой реорганизации не допускает.

5. В соответствии с пунктом 1 статьи 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

Требования, предъявляемые к оформлению решения собрания, установлены статьей 181.2 ГК РФ. В соответствии с пунктом 3 рассматриваемой статьи о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

На основании пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

дата, время и место проведения собрания;

сведения о лицах, принявших участие в собрании;

результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

В нарушение положений пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ на государственную регистрацию представляются протоколы (выписки из протоколов) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления некоммерческой организации, не содержащие сведения о лицах, принявших участие в собрании, о лицах, проводивших подсчет голосов. Кроме того на государственную регистрацию представляются протоколы (выписки из протоколов), не подписанные председательствующим на собрании и секретарем собрания, что противоречит пункту 3 статьи 181.2 ГК РФ.

6. На основании подпункта 5.9.38 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба утверждает формы заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – приказ ФНС России, Требования).

Отдельными некоммерческими организациями допускаются нарушения положений приказа ФНС России в части некорректного заполнения сведений о наименовании адресных объектов, используемых при заполнении данных об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Так, приложением № 2 к Требованиям установлены сокращенные:

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений о районе (улусе и т.п.);

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений о городе (волости и т.д.);

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений о населенном пункте (селе и т.д.);

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений об улице (проспекте и т.д.).

В нарушение положений Требований, утвержденных приказом ФНС России, некоммерческими организациями при заполнении форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, не соблюдаются требования к сокращенному наименованию вышеуказанных адресных объектов.

Управлением выявляются случаи незаполнения сведений об идентификационном номере налогоплательщика в случае, если физическое лицо ранее обращалось в налоговый орган с заявлением о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации и им было получено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Зачастую некоммерческими организациями не принимаются во внимание общие требования к оформлению представляемых документов, утвержденные приказом ФНС России: допускается двусторонняя печать заявления и иных представляемых документов, некорректно заполняется показатель «контактный телефон» при заполнении номера стационарного телефона и номера мобильного телефона, допускается включение в форму заявления полностью не заполненных страниц многостраничных листов формы заявления.

В соответствии с Требованиями печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов. Отдельными некоммерческими организациями не соблюдается указанное положение Требований.

Отсутствие внимания некоммерческих организаций к изменению действующего законодательства в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, а также недостаточный уровень правовых знаний объективно влияют на качество документов, предоставляемых в Управление для государственной регистрации некоммерческих организаций.

 

Отдел по делам

некоммерческих организаций                                                                                      04.06.2019

08 июня 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).