Вы здесь

Информационный обзор «О реализации во Владимирской области государственной национальной политики в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666» (по состоянию на август 2013 года)

В целях реализации задач государственной национальной политики, координации деятельности соответствующих государственных органов, учреждений и организаций области постановлением Губернатора Владимирской области от 18.10.2005 № 587 «О создании Совета по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации области» создан Совет по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации области (далее - Совет).

В состав Совета на протяжении всей его деятельности входит представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (далее – Управление).

Основными задачами Совета являются изучение проблем, связанных с реализацией национальной политики, анализ этно-конфессиональной ситуации в области, информирование руководства администрации области об основных процессах в межконфессиональных и межнациональных отношениях, подготовка предложений по взаимодействию с религиозными, национальными организациями, осуществление мер, направленных на развитие взаимоотношений администрации области с религиозными, национальными организациями, оказание информационно-методической, консультативной и практической помощи в их законной деятельности, сбор и систематизация информации о деятельности религиозных, национальных организаций в области, создание информационного банка данных, оказание информационно-методической, консультативной помощи в вопросах этно-конфессиональных отношений органам местного самоуправления, образовательным учреждениям, правоохранительным органам и другим заинтересованным организациям, обеспечение широкого информирования населения о деятельности религиозных, национальных организаций в области, создание лояльного общественного мнения, развитие социального партнерства с религиозными, национальными объединениями в решении общественно значимых проблем региона.

Совет осуществляет взаимодействие с представителями (руководителями) национальных общественных объединений, религиозных организаций и органами местного самоуправления области.

В рамках реализации полномочий, возложенных на Совет, организовывались семинары, «круглые столы», межрегиональные научно-практические конференции с представителями религиозных организаций, общественных объединений, в том числе национальных, иных некоммерческих организаций, должностных лиц органов государственной власти Владимирской области и иных субъектов Российской Федерации, на которых освещались вопросы по предупреждению межнациональных и межрелигиозных конфликтов,Советом проводились выездные заседания по месту нахождения религиозных организаций различных конфессий с целью рассмотрения положительного опыта деятельности организаций.

Так, в октябре 2007 года состоялась межрегиональная научно-практическая конференция на тему «Проблемы межэтнической толерантности и национальной идентичности в Центральной России: история и современность»; в ноябре 2009 года - межрегиональная научно - практическая конференция на тему «Проблемы этноконфессиональных отношений в контексте развития современного российского общества: региональный аспект»; в октябре 2010 - международная научно-практическая конференция, посвященная памяти жертв религиозных репрессий в рамках Всероссийского дня памяти жертв политических репрессий; в ноябре 2011 – заседание Совета по вопросу этноконфессиональной ситуации во Владимирской области по итогам социологического исследования августа 2011 года.

По итогам заседания Совета от 25.11.2011 года Председатель комитета общественных связей и СМИ администрации области оценил этноконфессиональную ситуацию во Владимирской области следующим образом: «несмотря на наличие проблем, и сложностей развития этноконфессиональной ситуации в регионе, процессы религиозной и межэтнической динамики и в целом имеют позитивный характер и направлены на постепенное утверждение в сознании общества ценностей толерантности и гражданской солидарности. Как представляется, важную роль в сдерживании деструктивных явлений в регионе сыграл Совет по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации Владимирской области, сумевший, на основе комплексного и систематического изучения этноконфессиональной ситуации, предложить адекватную и действенную модель региональной политики в сфере государственно-конфессиональных и межэтнических отношений».

При Совете созданы постоянно действующие межконфессиональная и межэтническая комиссии с целью изучения работы религиозных организаций и общественных объединений, созданных по этническому признаку, а также развитие отношений между конфессиями и национальностями на территории Владимирской области.

Так, в ноябре 2010 года состоялось заседание областной межконфессиональной комиссии, на котором рассматривался вопрос о распространении религиозной литературы.

Управление оказывает всестороннее содействие в подготовке совещаний Совета, вносит предложения по вопросам, предлагаемым к обсуждению. Представитель Управления входит в состав Совета, принимает активное участие в обсуждении вопросов, входящих в компетенцию Управления.

Кроме того, Управление осуществляет взаимодействие с Комитетом по молодежной политике администрации Владимирской области. Представители Управления принимают участие в научно-практических конференциях, проводимых Комитетом по молодежной политике администрации Владимирской области по вопросам предупреждения и противодействия экстремизму и ксенофобии в молодежной среде, участвуют в выездных учебных семинарах в молодежной среде на тему профилактики экстремизма.

Так, в ноябре 2010 года состоялась научно-практическая конференция по предупреждению и противодействию экстремизму и ксенофобии в студенческой среде и круглый стол на тему: «Межнациональные отношения в молодежной среде. Проблемы, пути решения».

По состоянию на август 2013года ведомственный реестр зарегистрированных на территории Владимирской области некоммерческих организаций (далее – ведомственный реестр) Управления содержит сведения о 2 местных национально-культурных автономиях (Общественная организация Местная еврейская национально-культурная автономия города Владимира, Общественная организация Местная еврейская национально-культурная автономия округа Муром Владимирской области) и 1 региональной национально-культурной автономии (Общественная организация Региональная еврейская национально-культурная автономия Владимирской области). Решения о государственной регистрации вышеуказанных национально-культурных автономий приняты Управлением в первом полугодии 2013 года.

Ведомственный реестр Управления содержит сведения о следующих общественных организациях, осуществляющих деятельность в сфере межнациональных отношений:

 

объединение армян - 4

1) Владимирская региональная общественная организация «Армянский Национальный Союз»

2) Владимирское городское отделение Владимирской региональной общественной организации «Армянский национальный союз»

3) Отделение Владимирской региональной общественной организации «Армянский Национальный союз» в г. Коврове и Ковровском районе

4) Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз армян России» во Владимирской области

объединение поляков - 1

Владимирская областная общественная организация «Центр польской культуры»

объединение азербайджанцев - 1

Владимирская областная общественная организация азербайджанцев «Одлар юрду» (Страна огней)

объединение фино-угорских народов - 1

Владимирская региональная общественная организация финно-угорских народов «Кидекша»

объединение евреев - 1

Владимирская областная общественная организация Еврейский общинно-благотворительный центр «Хесед Озер»

объединение грузин – 1

Владимирское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз грузин в России»

объединение узбеков – 1

Владимирская региональная общественная организация узбеков «Дружба»

объединение таджиков – 1

Владимирская региональная общественная организация выходцев из Республики Таджикистан «Мечта»

объединение татар - 2

1) Владимирская региональная общественная организация «Автономия татар Владимирской области»

2) Владимирская региональная общественная молодёжная организация народов восточной культуры «Бяхет»

объединение национальных культур – 1

Владимирская региональная общественная организация «Конгресс национальных культур Владимирской области»

 

В целях недопущения проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности Управление осуществляет ряд мер, направленных на предупреждение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений.

Управлением осуществляется профилактический контроль на стадии государственной регистрации создания общественных и религиозных объединений, при осуществлении контрольных мероприятий в отношении указанных объединений, а именно при проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных на регистрацию, в анализе учредительных документов с точки зрения наличия в них признаков проявлений экстремизма, а также при проведении плановых документарных проверок на предмет соблюдения общественными и религиозными объединениями положений своих уставов и действующего законодательства.

Администрацией Владимирской области и администрацией г. Владимира осуществляется информирование Управления по вопросам поступающей к ним информации о проводимых массовых мероприятиях (с целью принятия решения о присутствии на них представителей Управления, анализа информации, содержащейся в уведомлениях, учета указанных сведений при проведении проверок некоммерческих организаций).

Также, в отношении проводимых массовых мероприятий Управление осуществляет взаимодействие с УМВД России по Владимирской области (Центром по противодействию экстремизму, Отделом обеспечения общественного порядка), УМВД России по г. Владимиру.

Управлением организовано проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) и уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований и их проектов) Владимирской области в целях выявления в них норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также создающих угрозу возникновения очагов межнациональной напряженности в регионе, политизации этнического и религиозного фактора, национальной и этно-конфессиональной тематики в целях провоцирования межнациональных конфликтов.

По состоянию на август 2013 актов противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам и создающих вышеуказанные угрозы, Управлением не выявлено.

В целях реализации контрольных функций Управления осуществляется регулярный оперативный обмен информацией с правоохранительными органами, органами ФСБ, прокуратурой, налоговой службой, органами государственной власти по вопросам профилактики национализма, экстремизма и иных антиобщественных проявлений в деятельности общественных и религиозных объединениями.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» одной из задач в сфере государственной национальной политики Российской Федерации является задача по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, для ее реализации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить ответственность должностных лиц государственных и муниципальных органов за состояние межнациональных отношений на соответствующих территориях, а также меры стимулирования указанных лиц.

Департамент административных органов и общественной безопасности администрации области (далее - Департамент) в рамках исполнения постановления Губернатора Владимирской области от 04.04.2013 № 378 «О Комплексе мер по повышению правовой культуры населения Владимирской области на 2013-2015 годы» занимается подготовкой публикаций о состоянии межнациональных отношений, а также по проблемам нравственно-правового воспитания и формирования толерантности в указанных вопросах.

Кроме того в рамках исполнения долгосрочной целевой программы «Комплексные меры профилактики правонарушений во Владимирской области на 2013 - 2015 годы» (постановление Губернатора Владимирской области от 28.04.2012 № 441) Департаментом проводится работа по обеспечению оценки социально-политической обстановки на территории области, уровня ее противодействия экстремизму влияния на межнациональные и межрелигиозные отношения, принимаются совместные меры по усилению взаимодействия органов государственной власти региона, местного самоуправления, правоохранительных структур с целью своевременного предупреждения проявлений экстремизма и правонарушений на этой почве.

Также по информации Комитета общественных связей и средств массовой информации Администрации Владимирской области, на финансирование программных мероприятий по противодействию экстремизму, в частности по поддержке областной и муниципальных правовых школ по профилактике экстремизма среди молодёжи, проведению адресных акций, грантовых конкурсов, реализации проектов с участием национальных общин, развитию уличных видов спорта с целью вовлечения в него неформальной молодёжи, материально-техническому укреплению клубов по месту жительства подростков и молодёжи, проведению учебно-методических семинаров, на другие мероприятия из областного бюджета выделено:

в 2011 году – 3 млн. 434,6 тыс. рублей, в 2012 году – 4 млн. 152,4 тыс.рублей, в 2013 году – 7 млн. 275 тыс. рублей.

Особое внимание уделено профилактической работе по недопущению вовлечения в экстремистскую деятельность детей и подростков.

В 2012 году рабочей группой антитеррористической комиссии из представителей департамента административных органов и общественной безопасности, аппарата оперативного штаба, УМВД, Главного управления МЧС с выездом проведены очередные проверки организации работы по противодействию экстремизму в 3-х муниципальных образованиях (Гусь-Хрустальный, Ковровский и Судогодский районы). Результаты с заслушиванием глав органов местного самоуправления рассмотрены на заседании комиссии 28.06.2012 г.

Предупреждению экстремистских проявлений и гармонизации этноконфессиональных отношений способствует реализация программных мероприятий, основными из которых являются:

- мониторинг уровня конфликтности в межнациональных и межконфессиональных отношениях, который включает: социологические исследования общественного мнения населения области; экспертные опросы; интернет-опросы; контент-анализ средств массовой информации и интернет-ресурсов. В мае-июне 2012 года был изучен уровень напряженности межнациональных и межконфессиональных отношений путём социологического опроса, в котором приняли участие 11 тысяч жителей области.

- предупреждение массовых нарушений общественного порядка, экстремистских проявлений в период проведения значимых мероприятий общегосударственного и регионального уровней;

- осуществление комплекса информационных мероприятий, направленных на противодействие идеологии экстремизма (по фактам проявления национального экстремизма; при проведении конференций, круглых столов и публикуемой по их результатам информации);

- вовлечение в социальные проекты, организуемые администрацией области, лидеров и членов неформальных молодёжных объединений («Стрейтедж», «Трезвый Владимир», «Сопротивление»), способствующие социализации лидеров и членов неформальных молодёжных объединений;

- деятельность созданной в 2010 году по решению антитеррористической комиссии при комитете по молодёжной политике администрации области правовой школы по профилактике экстремизма среди молодёжи. Основными целями такой школы определены: правовое просвещение в рамках Федерального закона от 25.07 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», психопрофилактика подверженности деструктивным влияниям, психологическим манипуляциям, ксенофобии; выработка неприятия экстремизма как жизненной установки молодых. Правовой школой проведены адресные занятия со студентами вузов, учащимися средних специальных учебных заведений, профессиональных училищ и школ, воспитанниками клубов по месту жительства и участниками областных профильных смен, со специалистами, непосредственно работающими с молодежью, в летних лагерях отдыха детей и подростков, с несовершеннолетними, оказавшимися в учреждениях социального обслуживания, в исправительных колониях, а также с объединениями молодёжи, например, футбольными фанатами (в 2012 году - 27 мероприятий с охватом профилактической работой более 3,3 тыс. человек). Аналогичные правовые школы созданы на уровне городских округов и муниципальных районов;

- поддержка национальных праздников (в 2012 году - Ураза-байрам, знаменующий завершение священного для мусульман месяца Рамадан (19 августа), 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства (23-26 августа), мусульманского праздника жертвоприношения Курбан-байрам (25-26 октября), 20-летия местной религиозной общественной организации г. Владимира общество мусульман «Махалля» (24 ноября), «Дня татарской национальной культуры» (2 декабря);

- работа клубов по интересам, направленная на формирование нетерпимости к национальному экстремизму. Учащиеся задействуются в тематических олимпиадах, конкурсах, специализированных занятиях, массовых мероприятиях, фестивалях, работе детских общественных объединений направлений творческого развития, здорового образа жизни, патриотического и гражданского воспитания;

- утверждение и реализация на объектах образования, культуры, физической культуры и спорта, центрах досуга молодёжи, подростковых клубов по месту жительства, в лагерях отдыха людей - планов, включающих мероприятия по профилактике экстремистских проявлений. В частности, в образовательных учреждениях проведены мероприятия, способствующие профилактике экстремистских проявлений, формированию у школьников культуры межнациональных отношений, положительных нравственно-этических качеств, в том числе посвящённые Международному дню толерантности 16 ноября, классные часы с привлечением сотрудников полиции «Будьте внимательны», «Мы все смеемся на одном языке», «Разрешение конфликтных ситуаций», «Умеем ли мы дружить», «О добре и бессердечности», «Неформалы, кто они такие?», «Мы разные, но мы вместе», тренинги «Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения», дискуссии «Как воспитывать толерантность?», а также родительские собрания «Роль родителей в выявлении причастности детей к неформальным объединениям», «О противодействии экстремистской деятельности», «Чем опасны неформалы?». Во внеурочное время проведены фотовыставки, конкурсы рисунков, занятия в учебных группах учреждений, круглые столы на темы: «Мир различий»; «Пути преодоления конфликтов»; «Терроризм - глобальная проблема»; «Неформалы, кто они такие?»; «Культурные традиции России»; «Разнообразие наций и национальностей в современном мире»; «Толерантность. Что это такое?»; «Психологический портрет террориста», «Мы интересны друг другу потому, что мы разные», «Мы такие разные и все-таки мы вместе». В учреждениях культуры состоялись мероприятия, направленные на профилактику экстремистских проявлений (выставки, подборки материалов по воспитанию межнациональной культуры общения, диспуты, беседы, ролевые игры, викторины);

- организация отдыха и оздоровления детей и подростков в загородных лагерях (в 2012 году отдохнули 21,6 тыс. человек, что на 11, 2% больше, чем в 2011 году), где проводится соответствующая работа, направленная на улучшение межнациональных и межэтнических отношений, вовлечение школьников в организованные формы досуга (443 общественных объединения, в которых насчитывается более 67 тысяч учащихся), проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (в 2012 году их состоялось 190, в которых приняли участие 28,6 тысяч детей, подростков и молодёжи);

 - рассмотрение на заседаниях Совета по вопросам религиозных и национальных объединений путей реализации федерального законодательства, регулирующего государственно – церковные и межнациональные отношения. 10.12.2012 г. Советом проанализирован опыт работы по гармонизации межэтнических отношений среди молодежи областной правовой школы по профилактике экстремизма. 08.11.2012 г. межэтнической комиссией при Совете рассмотрен вопрос «Роль и значение диаспор в процессе гармонизации межнациональных отношений и профилактики межэтнических конфликтов во Владимирской области», 11.10.2012 г. межконфессиональной комиссией Совета обсуждён вопрос «О предупреждении этноконфессиональных конфликтов, создании эффективных механизмов их урегулирования»;

- обсуждение таких вопросов как этноконфесиональной ситуации в регионе, причины и последствия распространения националистических взглядов в молодёжной среде, проблемы адаптации мигрантов, ход создания и пополнения межведомственного банка данных материалов для использования при проведении регулярных просветительских акций по противодействию идеологии терроризма и экстремизма, противодействие идеологии терроризма и экстремизма в сети Интернет состоялись на 4 заседаниях Совета.

Всего в 2012 году в целях профилактики экстремизма органами государственной власти и местного самоуправления проведено 2,2 тысячи адресных мероприятия с молодёжью (в аналогичном периоде 2011 года – 1,9 тысячи, +15,8%).

В 2013 году, 4 февраля, состоялась областная конференции «Владимирская область - территория национального согласия», на которой обсуждались вопросы этноконфессиональной стабильности региона, формы совместной работы национально-культурных объединений по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

13.03.2013 г. департаментом административных органов и общественной безопасности администрации области для государственных и муниципальных служащих проведен учебно-методический семинар по вопросам противодействия терроризму и экстремизму (число участников – 70 человек). В мероприятии приняли участие представители УФСБ, УМВД, Главного управления МЧС, областной правовой школы по профилактике экстремизма среди молодежи. Для участников семинара был подготовлен методический сборник с рекомендациями, презентациями, образцами документов, плакатов, видео - и аудиороликов по данному направлению деятельности.

20.03.2013 г. на заседании Совета по информационной политике в сфере профилактики терроризма и экстремизма рассмотрена информация о ходе реализации проекта «Владимирский регион – территория культуры мира», принято решение о расширении практики проведения наиболее эффективных мероприятий.

Число преступлений экстремистской направленности в первом квартале 2013 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизилось в 2 раза.

Также, администрация Владимирской области проводит комплексную системную работу, направленную на утверждение в сознании жителей области ценностей толерантности и гражданской солидарности.

Организован Интернет-опрос по изучению мнения жителей о возможных проявлениях экстремизма и национализма во Владимирской области (http://www.rgo.avo.ru/konfessii).

С августа 2010 года комитет общественных связей и СМИ проводит интернет-дискуссию «Религиозный и национальный экстремизм — миф или реальность?» на дискуссионной площадке раздела «Вопрос-ответ» официального портала администрации области. За это время дискуссионную площадку посетило более 10 тысяч пользователей.

В течение всего года осуществляется информационное обеспечение тематического проекта «Развитие гражданского общества» официального портала администрации области, отдельный раздел которого - «Конфессии» - посвящен деятельности религиозных и национальных организаций области, и где регулярно размещается информация о проводимых заметных и значимых мероприятиях.

Кроме того, комитет общественных связей и СМИ оказывает постоянную информационно-консультативную, методическую и организационную помощь национальным и религиозным организациям области. Поддерживает в продвижении их инициатив, содействует развитию национальных культур, а также оказывает содействие СМИ в ведении рубрик, блоков информации, тематических передач на телевидении и радио, в сети Интернет.

Субъектами деятельности по противодействию экстремизму ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в целом оценивается как стабильная.

В соответствии с постановлением Губернатора области от 01.08.2011 №774 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 18.10.2005 № 587 «О создании Совета по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации области» созданы межконфессиональная и межэтническая комиссии.

Межрелигиозная комиссия (далее - Комиссия)является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Совета по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации Владимирской области в сфере межрелигиозных и межконфессиональных отношений с целью повышения духовной культуры общества.

Комиссия формируется на добровольной основе из представителей религиозных организаций, имеющих государственную регистрацию и изъявивших желание войти в ее состав.

Состав Комиссии утверждается Советом по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации Владимирской области.

Члены Комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

По итогам заседаний Комиссия принимает рекомендации, которые считаются одобренными, если за них высказались все ее члены. При отсутствии общего согласия по той или иной рекомендации Комиссия может образовывать согласительные рабочие группы. При принятии решений члены Комиссии руководствуются нормами данного Положения и своими внутренними установлениями.

Межнациональная комиссия (далее - МНК) является консультативным и совещательным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Совета по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации Владимирской области в сфере межнациональных отношений с целью реализации государственной национальной политики в регионе.

Основными функциями МНК являются: обеспечение взаимодействия администрации области с национальными объединениями; содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в межнациональных отношениях.

По итогам заседаний Комиссия принимает рекомендации, которые считаются одобренными, если за них высказались все ее члены. При отсутствии общего согласия по той или иной рекомендации Комиссия может образовывать согласительные рабочие группы.

Комиссия взаимодействует с Комитетом общественных связей и СМИ администрации Владимирской области, Комитетом по социальной политике администрации Владимирской области.

Комиссия для подготовки заседаний, проведения экспертных, аналитических работ может образовывать рабочие группы.

Комиссия не обладает контрольными или распорядительными функциями по отношению к религиозным объединениям.

В рамках «Долгосрочной целевой программы развития государственной гражданской службы Владимирской области на 2010-2012 годы» и «Долгосрочной целевой программы «Развитие муниципальной службы во Владимирской области на 2012-2014 годы» предусмотрено дальнейшее развитие системы обучения государственных гражданских и муниципальных служащих как основы их профессионального и должностного роста.

 

В 2013 (2012) году 22 (24) государственных гражданских служащих и 48 (38) муниципальных служащих области прошли повышение квалификации по 72 часовой программе «Межэтнические и межконфессиональные отношения, профилактика экстремизма» во Владимирском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

29 ноября 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).