Вы здесь

Аналитический материал на тему «Участие территориальных органов Минюста России, действующих в пределах Центрального федерального округа, в осуществлении мониторинга правоприменения»

I. Правовые основы мониторинга правоприменения на федеральном и региональном уровнях.

Создание системы мониторинга правоприменения было инициировано Советом Федерации в 2002 году. Основной задачей представительного органа государственной власти являлось повышение эффективности своей собственной деятельности и Федерального Собрания в целом, а также компенсирование потребностей гражданского общества в постоянной экспертизе решений власти и налаживании плодотворного социального партнерства между властью и обществом. При этом идея мониторинга активно поддерживалась органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые проводили данную работу в пределах своих полномочий.

В целях совершенствования правовой системы Российской Федерации издан Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (далее – Указ № 657).

Указом № 657 определены основные положения мониторинга, даны рекомендации судебным органам, обозначены сроки и цели проведения мониторинга, а также установлен единый правовой механизм, позволяющий осуществлять мониторинг правоприменения для реализации его результатов в законотворческой деятельности, а также в процессе правоприменения. Указом № 657 на Министерство юстиции Российской Федерации возложены: осуществление мониторинга и функции по координации мониторинга, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, и его методическому обеспечению.

В соответствии с Указом № 657, Правительством Российской Федерации принято постановление от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» (далее - методика).

Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2012 № 1396-р принят план мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2013 год (далее – Распоряжение № 1396-р).

II. Организация мониторинга правоприменения в территориальном органе юстиции и в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Во Владимирской области деятельность по проведению мониторинга носит плановый характер.

Так в 2013 году утвержден план мониторинга правоприменения распоряжением Законодательного Собрания Владимирской области (далее – Законодательное Собрание) от 25.01.2013 № 5-р «О Плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Российской Федерации и Владимирской области на 2013 год» (аналогичный акт принят в 2012 году).

Информация о выполнении мероприятий Планов мониторинга правоприменения, направляется постоянными комитетами Законодательного Собрания (по предметам ведения) в управление Законодательного Собрания по правовому обеспечению для обобщения. Указанный орган проводит анализ полученной информации и готовит предложения в проект плана мониторинга, а также отчет о результатах мониторинга правоприменения, осуществленного в соответствующем периоде.

При проведении мониторинга администрацией Владимирской области ведется работа по приведению областной нормативной базы в соответствии с действующим федеральным законодательством, в том числе в части отраслей, мониторинг которых возложен на субъекты Российской Федерации согласно Плану мониторинга, утвержденному Распоряжением № 1396-р.

В соответствии с установленным Указом № 657 сроком (до 01 июня) Администрация Владимирской области представляет в Министерство юстиции Российской Федерации доклад о результатах мониторинга, осуществленного в предыдущем году в соответствии с планом мониторинга.

На территории области отдельный экспертный совет (рабочая группа, иной совещательный орган) по вопросу осуществления мониторинга правоприменения не создан.

Во Владимирской области мониторинг проводится органами и структурными подразделениями администрации Владимирской области, по направлениям деятельности, основы мониторинга закрепляются соответствующей региональной правовой базой.

Так, в соответствии с Законом Владимирской области от 10.11.2008 № 181-ОЗ «О противодействии коррупции во Владимирской области» постановлением Губернатора Владимирской области от 25.05.2009 № 420 «О порядке проведения антикоррупционного мониторинга во Владимирской области» утверждено Положение об антикоррупционном мониторинге во Владимирской области и перечень показателей антикоррупционного мониторинга во Владимирской области. Указанное Положение устанавливает порядок проведения мониторинга состояния коррупции, коррупционных факторов и эффективности принимаемых мер антикоррупционной политики на территории Владимирской области.

В целях обобщения практики по исполнению административного законодательства на территории области, повышению эффективности работы органов государственной власти, органов местного самоуправления в совершенствовании правоприменительной деятельности Губернатором Владимирской области принято постановление от 03.02.2009 № 80 «О проведении мониторинга за применением законодательства об административных правонарушениях», в соответствии с которым уполномоченный орган администрации области организует проведение мониторинга за реализацией органами администрации Владимирской области Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области» и изучение правоприменительной практики.

В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 14.09.2009 № 742 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации Владимирской области» уполномоченным органом администрации области не реже одного раза в полугодие проводится мониторинг реализации органами местного самоуправления области Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», обобщаются результаты мониторингов и разрабатываются соответствующие рекомендации для органов и структурных подразделений администрации области и органов местного самоуправления Владимирской области.

В целях организации мониторинга правоприменения в 2011-2012 г.г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (далее - Управление) направлено 43 предложения об участии в мониторинге правоприменения независимым экспертам, уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы на территории Владимирской области, Торгово-промышленным палатам, действующим на территории Владимирской области, Общественной Палате Владимирской области, некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Владимирской области (союзы юристов, ассоциации, региональные объединения), бизнес-сообществам и т.д. Кроме того, приглашение к взаимодействию и участию в мониторинге правоприменения размещено на сайте Управления.

Управлением за указанный выше период получены и проанализированы предложения, замечания и информация по вопросам совершенствования федерального законодательства, путем принятия новых нормативных правовых актов, а также внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Российской Федерации.

Исходя из анализа поступивших писем, Управлением подготовлены предложения по внесению соответствующих изменений в федеральное законодательство в части решения вопроса о порядке наследования выморочного имущества, переходящего по закону в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в собственность муниципальных образований, а также необходимости законодательного закрепления такой формы объединения граждан, как гаражные кооперативы, и внесения отдельных изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации.

Указанные предложения направлены в Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения Министерства юстиции Российской Федерации.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что накопленный Минюстом России и его территориальными органами опыт проведения обзоров нормотворчества Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, анализа законодательства двух уровней, а также опыт законопроектной деятельности позволит выполнять возложенные функции по осуществлению мониторинга правоприменения на высоком уровне, а дополнительная регламентация позволит указанному институту стать эффективным механизмом проведения единой правовой политики, как на всей территории Российской Федерации, так и на территории конкретного субъекта, обеспечит согласованность нормотворческих решений на региональном уровне, оперативное устранение выявленных недостатков, своевременное реагирование на изменения в социально-экономических отношениях.

 

29.10.2013

29 октября 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).