Вы здесь

Правовое положение социально ориентированных некоммерческих организаций

     18.04.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2010 №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций».

Данным законом Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон) дополнен положениями, в соответствии с которыми социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, политических партий) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, а также виды деятельности, предусмотренные Законом.

Эти виды деятельности перечислены в пункте 1 статьи 31.2 Закона, в котором установлено, что при условии осуществления социально ориентированным НКО этих видов деятельности органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными Законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку данным НКО.

Виды деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций, при осуществлении которых органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 31.2 Закона предусматривает возможность установления федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований для признания НКО социально ориентированными наряду с предусмотренными данной статьей видами деятельности других видов деятельности, направленных на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России.

В положениях пункта 3 статьи 31.2 Закона определен перечень форм, в которых осуществляется оказание поддержки социально ориентированным НКО, а именно:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных НКО;

2) предоставление социально ориентированным НКО льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) размещение у социально ориентированных НКО заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным НКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Пункт 4 статьи 31.2 Закона предусматривает право субъектов РФ и муниципальных образований наряду с установленными пунктом 3 данной статьи формами поддержки оказывать поддержку социально ориентированным НКО в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В пункте 5 статьи 31.2 Закона предусмотрено, что оказание финансовой поддержки социально ориентированным НКО может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов путем предоставления субсидий. При этом предусмотрено, что Правительством РФ устанавливается порядок предоставления бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных НКО (в т.ч. на ведение реестра социально ориентированных организаций – получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов РФ.

На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. N 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям», которым утверждены:

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

Пункт 6 статьи 31.2 Закона регламентирует оказание органами государственной власти и органами местного самоуправления имущественной поддержки социально ориентированным НКО: оказание такой поддержки осуществляется путем передачи во владение и (или) в пользование таким НКО государственного или муниципального имущества. При этом установлено, что указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению. Последствия нарушения данного правила предусмотрены в пункте 11 данной статьи, в соответствии с которым Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказавшие имущественную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования социально ориентированными некоммерческими организациями предоставленным им государственным или муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению и (или) с нарушением запретов и ограничений, установленных настоящей статье.

В пункте 7 статьи 31.2 Закона предусмотрено право федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местных администраций утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав НКО).

В соответствии с данным пунктом государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в т.ч. по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным НКО.

Данный пункт также устанавливает необходимость обязательного опубликования этих перечней в средствах массовой информации, а также размещения их в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций.

8. Согласно пункту 8 статьи 31.2 Закона порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, предусмотренных пунктом 7 данной статьи, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами.

На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. N 1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», которым утверждены:

- Правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе;

- Правила предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе.

В пункте 9 статьи 31.2 Закона установлен запрет отчуждения государственного и муниципального имущества, включенного в перечни, предусмотренные пунктом 7 данной статьи (т.е. в утвержденные органами государственной власти и органами местного самоуправления перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц), в частную собственность, в т.ч. в собственность НКО, арендующих это имущество.

В соответствии с пунктом 10 статьи 31.2 Закона запрещаются продажа переданного социально ориентированным НКО государственного или муниципального имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

Пункт 12 статьи 31.2 Закона регламентирует оказание органами государственной власти и органами местного самоуправления информационной поддержки социально ориентированным НКО: оказание такой поддержки осуществляется путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных НКО.

Статья 31.2 Закона предусматривает и регламентирует формирование и ведение реестров социально ориентированных НКО – получателей поддержки. В пункте 1 данной статьи предусмотрены федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных НКО – получателей такой поддержки, которые формируют и ведут соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным НКО. Кроме того, указанной статьей определен перечень сведений, необходимых для внесения в соответствующие реестры.

Согласно пункту 3 указанной статьи порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Минэкономразвития России. На основании полученных полномочий издан Приказ Минэкономразвития России от 17 мая 2011 г. N 223 «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами».

Статья 31.3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

В статье 31.3 Закона определены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных НКО.

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относятся:

1) формирование и осуществление государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) разработка и реализация федеральных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

3) мониторинг и анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

4) формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

5) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций;

6) пропаганда и популяризация деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

7) содействие региональным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

8) организация официального статистического учета социально ориентированных некоммерческих организаций, определение порядка проведения выборочных статистических наблюдений за их деятельностью в Российской Федерации;

9) подготовка и опубликование в средствах массовой информации ежегодного доклада о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации, который должен содержать информацию об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценку эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации, прогноз их дальнейшего развития;

10) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;

11) установление порядка ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, а также установление требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами;

12) формирование инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относятся:

1) участие в осуществлении государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций;

4) содействие развитию межрегионального сотрудничества социально ориентированных некоммерческих организаций;

5) пропаганда и популяризация деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на соответствующий год;

6) содействие муниципальным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

7) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценка эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации, прогноз их дальнейшего развития;

8) методическое обеспечение органов местного самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.

3. К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится создание условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе:

1) разработка и реализация муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценка эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.

 

Начальник отдела по делам НКО

Н.А. Бугрова

 

 

 

 

29 августа 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).