Вы здесь

Особенности деятельности учреждений

Особенности создания и деятельности частных учреждений определяются положениями главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации                  (далее – ГК РФ), в частности, положениями статей 123.21 и 123.23.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014           № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон          № 99-ФЗ) положения Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) применяются в части, не противоречащей ГК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 123.21 ГК РФ частное учреждение может быть создано по решению только одного лица.

Согласно статье 15 Федерального закона № 7-ФЗ учредителем учреждения, с учетом пункта 2 статьи 123.21 ГК РФ, может выступать полностью дееспособный гражданин Российской Федерации, юридическое лицо, иностранный гражданин или лицо без гражданства, законно находящееся на территории Российской Федерации. Действующее законодательство также не предусматривает запрета для иностранного юридического лица выступать учредителем учреждения.

В соответствии с частью 16 статьи 3 Федерального закона                                   № 99-ФЗ учреждение, созданное до дня вступления в силу данного закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Следовательно, внесение изменений в учредительные документы учреждения с сохранением нескольких учредителей не представляется возможным.

Вместе с тем, помимо реорганизации, приведение учредительных документов учреждения в соответствие с пунктом 2 статьи 123.21 ГК РФ и частью 16 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ возможно посредством изменения состава его собственников.

Согласно статье 50.1 ГК РФ, статье 13 Федерального закона                               № 7-ФЗ учредителями некоммерческой организации являются лица, принявшие решение о ее создании.

Изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации, невозможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.

Сведения об учредителях вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) единожды в соответствии с решением о создании, представленным в уполномоченный орган для государственной регистрации некоммерческой организации, и в последующем изменению не подлежат.

В соответствии со статьей 123.21 ГК РФ учреждение является некоммерческой организацией, созданной собственником и имеющей на праве оперативного управления имущество, переданное собственником этого учреждения.

Таким образом, учитывая особенности данной организационно-правовой формы юридического лица, учредители после принятия решения о создании учреждения приобретают статус его собственников, которые осуществляют соответствующие функции по управлению учреждением.

Из положений статьи 216, пункта 2 статьи 300 ГК РФ следует, что изменение собственника имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, влечет изменение собственника учреждения.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник учреждения вправе распорядиться принадлежащим ему имуществом, в том числе закрепленным за учреждением.

Таким образом, выход лица из учреждения или его вход осуществляется посредством изменения собственника имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления. Переход права собственности на имущество урегулирован ГК РФ. Следовательно, при изменении собственника учреждения требуется документальное подтверждение перехода права собственности на имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, например, договором (дарения или купли-продажи), документом о праве на наследство.

Лица, ранее являвшиеся собственниками в указанных учреждениях, могут быть введены в состав органов управления учреждения, продолжая таким образом участвовать в деятельности созданных ими учреждений.

Необходимость включения сведений об учредителе и собственнике учреждения в устав учреждения ГК РФ и Федеральным законом № 7-ФЗ не предусмотрена. Исключение составляют образовательные организации. С учетом части 2 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), наряду со сведениями об учредителях (учредителе) учреждения в соответствии с решением о создании, подлежат указанию сведения о действующем единственном собственнике учреждения.

Отнесение учреждений к категории унитарных юридических лиц не исключает возможности участия собственника учреждения в процессе управления им. В учреждениях права по управлению и контролю за деятельностью учреждения неразрывно связаны с правом собственности на имущество, закрепленное его собственником за учреждением на праве оперативного управления. ГК РФ выделена исключительная компетенция собственника, которая не может быть передана другим лицам.

Так, в соответствии с положениями статей 123.21, 123.23 ГК РФ собственник учреждения назначает руководителя учреждения, по его решению в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, ему подотчетные, компетенция которых, порядок их создания и принятия ими решений определяются законодательством и уставом учреждения, а также принимает решение о преобразовании учреждения в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Таким образом, указанными нормами предусмотрены вопросы, решения по которым принимаются исключительно единственным собственником учреждения.

Анализ положений главы 4 ГК РФ, в частности, положений статей            123.21, 123.23 и Федерального закона № 7-ФЗ показывает, что указанные нормативные акты не предусматривают каких-либо специальных требований к составу и порядку формирования органов учреждения.

Следовательно, высший орган управления учреждения может быть как единоличным в лице собственника учреждения или иного лица, так и коллегиальным. Состав высшего коллегиального органа управления учреждения  может формироваться из числа собственника и (или) третьих лиц в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом учреждения. Решение о формировании высшего органа управления принимается собственником учреждения.

Также законодательство не исключает возможности вхождения собственника учреждения в состав иных его органов, в том числе возможности собственника выступать руководителем учреждения, то есть лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени учреждения, или войти в состав коллегиального исполнительного органа.

Кроме того, положения ГК РФ и Федерального закона № 7-ФЗ не содержат запрета на вхождение единоличного исполнительного органа учреждения в состав иных органов учреждения.

Компетенция высшего органа управления по общему правилу для некоммерческих организаций предусмотрена пунктом 2 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ.

Если высшим органом управления учреждения не является его собственник, компетенция собственника учреждения и компетенция высшего органа управления должны быть разделены с учетом вышеизложенного.

Обязательное наличие ревизора в структуре органов учреждения законодательством не предусмотрено.

При определении порядка управления учреждением, являющегося образовательной организацией, необходимо также руководствоваться статьями     26, 51 Федерального закона № 273-ФЗ.

Порядок управления, структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления, как учреждения, так и любой иной некоммерческой организации, порядок принятия ими решений устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с законодательством (пункт 4 статьи 52 ГК РФ, пункт 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ, для учреждений, являющихся образовательными организациями, - пункт 2 статьи 25, пункт 5 статьи 26 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 29 Федерального закона № 7-ФЗ принятие решения о внесении изменений в учредительные документы некоммерческой организации отнесено к компетенции ее высшего органа управления.

Исключений для учреждений ни ГК РФ, ни Федеральный закон № 7-ФЗ по данному вопросу не предусматривает.

Кроме того, согласно статье 14 Федерального закона № 7-ФЗ устав некоммерческой организации должен предусматривать порядок внесения изменений в него.

Учитывая изложенное, в случае если высшим органом управления учреждения является собственник, решение об утверждении новой редакции устава учреждения принимается собственником учреждения (если собственник учреждения изменился – новым его собственником), при отсутствии собственника, являющегося одновременно высшим органом управления – решением суда; в случае если высшим органом управления учреждения не является собственник – высшим органом управления в соответствии с действующей редакцией устава.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52, статьей 14 Федерального закона             № 7-ФЗ устав учреждения должен предусматривать цель (цели) и предмет деятельности (совокупность видов деятельности, которые осуществляет или будет осуществлять учреждение для достижения уставной цели). В соответствии со статьей 49 ГК РФ, статьей 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, предусмотренных ее учредительными документами, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Данное право предусмотрено также пунктом 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

Помимо прочего в соответствии с пунктом 1 статьи 298 ГК РФ частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его уставе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Таким образом, учреждение, являясь некоммерческой организацией, дополнительно наряду с уставной деятельностью непосредственно вправе осуществлять приносящую доход деятельность (предпринимательскую деятельность и (или) иную приносящую доход деятельность) при условии, что уставом будет предусмотрен исчерпывающий перечень видов такой деятельности, и виды такой деятельности будут соответствовать его целям.

В соответствии с целями и видами деятельности должны выбираться коды видов экономической деятельности, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

В соответствии с частью 5 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ наименования и уставы ранее созданных образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ.

При изменении наименования образовательного учреждения следует учитывать следующие требования законодательства.

В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ наименование образовательной организации должно содержать указание на организационно-правовую форму, например, учреждение, к которым в соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 50 ГК РФ относятся частные учреждения, и тип образовательной организации.

Типы образовательных организаций установлены в части 2 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ. Каждому типу образовательной организации соответствует строго определенный набор образовательных программ, которые перечислены в частях 2, 3 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ.

Образовательные программы, предусмотренные частью 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ, реализуются образовательными организациями при необходимости в дополнение к основным программам также с учетом своего типа.

Указание в наименовании двух типов образовательной организации не допустимо.

Также учитывая, что понятие «образовательная организация» является общим родовым понятием, Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия «организация», из чего следует, что в наименовании частных образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация» или добавлять его.

В соответствии с пунктом 3 статьи 123.23 ГК РФ частное учреждение может быть преобразовано только в автономную некоммерческую организацию или фонд. В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ положения статьи 17 Федерального закона № 7-ФЗ, предусматривающие возможность преобразования частного учреждения в хозяйственное общество, применению не подлежат.

 

 

 

Отдел по делам

 

некоммерческих организаций

03 апреля 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).