Вы здесь

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований за 2012 год

Уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования принимаются иные муниципальные правовые акты, и осуществляется деятельность органов местного самоуправления.

Устав муниципального образования, как акт высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования и не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу субъекта Российской Федерации, законам, иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.

Согласно части 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

1) противоречие устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного указанным Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

В целях оказания методической помощи по вопросам обеспечения соответствия уставов МО законодательству Российской Федерации и субъекта Российской Федерации Управлением проведен анализ отказов в государственной регистрации уставов МО и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав МО за 2012 год. По результатам анализа выявлены типичные нарушения, допускаемые органами местного самоуправления Владимирской области при принятии уставов МО, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав МО (приложение).

Полагаем, что устранение указанных нарушений приведет к снижению количества отказов в государственной регистрации указанных муниципальных актов.

 

Типичные нарушения, допускаемые органами местного самоуправления Владимирской области при принятии уставов муниципальных образований, правовых актов о внесении в них изменений и дополнений

 

1 - не соблюдение установленного частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) тридцатидневного срока между датой официального опубликования проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав и датой его принятия;

2 - несоответствие перечня вопросов местного значения, установленного статьями 14, 15, и 16 Федерального закона № 131-ФЗ и полномочий по их решению;

3 - неверные наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) в соответствии с Законом Владимирской области от 05.05.2006 № 52-ОЗ «О наименованиях представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) во Владимирской области»;

4 - не предусмотрены права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, установленные статьями 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ;

5 - отсутствие сроков, устанавливающих вступление в силу положений муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, связанных с изменением структуры и полномочий органов местного самоуправления (часть 8 статьи 44 Федерального закона                  № 131-ФЗ);

6 - превышение установленной федеральным законодательством компетенции органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в части установления ограничений для депутатов представительного органа муниципального образования;

7 - не соблюдение требований Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в части установления ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы, прав и обязанностей муниципального служащего;

8 - не соблюдение сроков вступления в силу отдельных положений муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования, для которых федеральным законодательством предусмотрены иные сроки вступления в силу;

9 – отсутствие оснований и процедуры отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, необходимость, установления которой предусмотрена частью 2 статьи 24 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ;

10 – отсутствие в уставе положений о должностном лице, временно исполняющем полномочия главы муниципального образования в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

Также в уставах отмечаются нарушения правил юридической техники и терминологии различного характера, встречающиеся практически во всех муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований:

- неверно указываются: реквизиты нормативных  правовых актов, ссылки на положения статей устава, наименование регистрирующего органа, отсутствуют ссылки на конкретные нормативные правовые акты, в случае осуществления ими прямого и (или) специального регулирования в той или иной сфере законодательства;

- имеет место дублирование некоторых положений, нелогичная нумерация статей устава;

- допускаются лингвистические, в том числе пунктуационные ошибки, в ряде случаев несогласованны окончания, отсутствуют логичность и последовательность изложения положений закрепленных в уставе.

Кроме того, необходимо отметить:

- нарушается 15-дневный срок направления принятых муниципальных правовых актов в регистрирующий орган, установленный частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

- не соблюдается 10-дневный срок предоставления сведений об официальном опубликовании (обнародовании) уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования (статья 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»).

 

07 мая 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).