Вы здесь

Порядок ликвидации фондов.

В отличие от других некоммерческих организаций фонд может быть ликвидирован только по решению суда по заявлению заинтересованных лиц если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом. Например, в случае неоднократного, грубого нарушения законодательства Российской Федерации, либо в случае осуществления фондом экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда.
Решение об обращении в суд могут принять заинтересованные лица, в том числе члены высшего руководящего органа фонда. Данное решение оформляется в виде протокола заседания соответствующего органа и представляется в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (далее – Управление) на первом этапе государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией.
Рассмотрение дел о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе и фондов, подведомственно судам общей юрисдикции, о чем указано в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», поскольку дела по спорам о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе общественных фондов, и других, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 154) гражданское дело рассматривается в срок не более двух месяцев, со дня поступления заявления в суд, при условии, что в период подготовки дела к судебному разбирательству и рассмотрения дела не возникнут основания для отложения рассмотрения дела, приостановления дела, а также, если решение в дальнейшем не обжалуется.
Основанием для начала процедуры ликвидации может быть лишь вступившее в законную силу решение суда.
После чего решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о начале процедуры ликвидации фонда принимается Управлением не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов. На основании данного решения регистрирующий орган – Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения документов вносит в ЕГРЮЛ сведения о начале процедуры ликвидации.
Что касается порядка проведения ликвидации, то он состоит в следующем.
Суд, принявший решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки его ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами фонда. В частности, с этого момента ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого фонда выступает в суде.
Процесс государственной регистрации ликвидации фонда проводится в два этапа:
На первом этапе в Управление Минюста России по Владимирской области фондом представляются следующие документы:
- уведомление о принятии решения о ликвидации фонда;
- уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) фонда;
- решение фонда по вопросу его ликвидации, решение суда о ликвидации фонда, о формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда.
На первом этапе Управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений об избрании ликвидатора некоммерческой организации.
Далее ликвидационная комиссия (ликвидатор):
- помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации фонда, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами, который не может быть менее чем два месяца со дня публикации о принятом судом решении о ликвидации фонда;
- принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации фонда;
- по окончании срока для предъявления требований кредиторами (не менее двух месяцев) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом производится выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого фонда в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
Для завершения процедуры ликвидации некоммерческой организации на втором этапе по истечении двух месяцев с момента опубликования организацией сведений о ликвидации, в Управление ликвидационной комиссией (ликвидатором) представляются:
- уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса некоммерческой организации;
- заявление о государственной регистрации ликвидации;
- промежуточный ликвидационный баланс;
- ликвидационный баланс;
- решение об утверждении ликвидационного промежуточного баланса;
- решение об утверждении ликвидационного баланса.
Формы промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Все документы представляются в двух экземплярах, один из которых обязательно должен быть подлинником.
Кроме вышеуказанных документов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе представить в Управление по собственной инициативе:
- документ, подтверждающий представление некоммерческой организацией в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о страховых взносах и страховом стаже. Необходимо отметить, что если указанный документ не представлен, Управление самостоятельно запрашивает сведения в рамках межведомственного электронного взаимодействия в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
- документ об уплате государственной пошлины.
Формы документов, необходимых для государственной регистрации ликвидации фонда (уведомления о принятии решения о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса, заявление о регистрации организации в связи с ликвидацией), утверждены приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Представляемые уведомления и заявление заверяются подписью заявителя (Председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
На основании представленных документов Управлением в течение трех рабочих дней принимается решение о государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией. Документы направляются в Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Ликвидация фонда, как и любого другого юридического лица, считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Формы документов, а также требования к их заполнению размещены на интернет-сайте Управления в разделе «Некоммерческие организации» по адресу: to33.minjust.ru.

16 сентября 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).