Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

Обзор

типичных нарушений законодательства Российской Федерации,

допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах,

представляемых для государственной регистрации

 

        В соответствии с компетенцией, определенной Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Минюста России по Владимирской  области (далее – Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории Владимирской области, осуществляющим деятельность в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций.

В соответствии с подпунктом 63 пункта 6 Положения Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в ЕГРЮЛ сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях установлены Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее – Административный регламент), утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455.

Анализ документов, представляемых для государственной регистрации, выявил типичные нарушения законодательства Российской Федерации, допускаемые некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями:

1. Несоответствие  наименования некоммерческой организации требованиям пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях») в части неуказания характера ее деятельности.

Управлением выявлены случаи несоответствия наименования создаваемой некоммерческой организации требованиям пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», выражающиеся в отсутствии в наименовании некоммерческой организации указания на характер деятельности. Кроме того, установлены факты указания в формах документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц (форма № Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании», форма № Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», форма № Р12001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации»), наименования некоммерческой организации, отличающего от наименования, указанного в уставе некоммерческой организации, что свидетельствует о недостоверности и противоречивости представленных документов.

2. Наличие в уставе некоммерческой организации открытого перечня целей  и видов деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона  «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться предмет и цели деятельности некоммерческой организации. На основании пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996  «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Наличие в уставе некоммерческой организации формулировок «иные цели», «иные виды деятельности», «основные виды деятельности» без указания на перечень дополнительных видов деятельности, и иных аналогичных формулировок, предполагающих открытый перечень целей и видов деятельности, равно как и осуществление деятельности за рамками характера деятельности, отраженного в наименовании некоммерческой организации и уставных целях, недопустимо.

3. В соответствии с пунктом 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности,  за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное  для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью  не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. В соответствии с пунктом  10 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 ГК РФ не применяются.

На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 14-ФЗ  «Об обществах с ограниченной ответственностью»  размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.

Пунктом 3 статьи 50.1 ГК РФ установлено, что сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица указываются в решении об учреждении юридического лица. Таким образом, сведения о наличии достаточного для осуществления приносящей доход деятельности имущества отражаются в решении об учреждении юридического лица.

Вместе с тем выявляются случаи представления на государственную регистрацию документов, не соответствующих положениям пункта 5 статьи 50 ГК РФ.

4. В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996     № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Вместе с тем выявляются случаи отсутствия в уставах некоммерческих организаций вопросов исключительной компетенции высшего органа управления (либо компетенция определена не в полном объеме).

Часть вопросов, которые отнесены законом к исключительной компетенции высшего органа некоммерческой организации, передаются уставом некоммерческой организации к компетенции иных органов.

Объем сведений, содержащихся в уставах некоммерческих организациях, не соответствует требованиям закона. Так, в уставах корпоративных организаций не отражаются сведения: об имущественных правах членов (участников) организации; о порядке принятия решений органами управления организации; отсутствует описание символики организации.

Уставы фонда предусматривают возможность его реорганизации, тогда как Гражданский кодекс Российской Федерации такой реорганизации не допускает.

5. В соответствии с пунктом 1 статьи 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

Требования, предъявляемые к оформлению решения собрания, установлены статьей 181.2 ГК РФ. В соответствии с пунктом 3 рассматриваемой статьи о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

На основании пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

дата, время и место проведения собрания;

сведения о лицах, принявших участие в собрании;

результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

В нарушение положений пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ на государственную регистрацию представляются протоколы (выписки из протоколов) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления некоммерческой организации, не содержащие сведения  о лицах, принявших участие в собрании, о лицах, проводивших подсчет голосов. Кроме того  на государственную регистрацию представляются протоколы (выписки  из протоколов), не подписанные председательствующим на собрании и секретарем собрания, что противоречит пункту 3 статьи 181.2 ГК РФ.

6. На основании подпункта 5.9.38 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба утверждает формы заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – приказ ФНС России, Требования).  

Отдельными некоммерческими организациями допускаются нарушения положений приказа ФНС России в части некорректного заполнения сведений о наименовании адресных объектов, используемых при заполнении данных об адресе (месте   нахождения)   постоянно   действующего исполнительного органа юридического  лица  (в  случае  отсутствия постоянно действующего исполнительного органа  юридического лица - иного органа или лица, имеющих право  действовать  от имени  юридического  лица без доверенности), по которому осуществляется  связь  с юридическим лицом. Так, приложением № 2 к Требованиям установлены сокращенные:

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений о районе (улусе и т.п.);

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений  о городе (волости и т.д.);

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений о населенном пункте (селе и т.д.);

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений  об улице (проспекте и т.д.).

В нарушение положений Требований, утвержденных приказом ФНС России, некоммерческими организациями при заполнении форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, не соблюдаются требования к сокращенному наименованию вышеуказанных адресных объектов.

Управлением выявляются случаи незаполнения сведений  об идентификационном номере налогоплательщика в случае, если физическое лицо ранее обращалось в налоговый орган с заявлением о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации и им было получено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Зачастую некоммерческими организациями не принимаются во внимание общие требования к оформлению представляемых документов, утвержденные приказом ФНС России: допускается двусторонняя печать заявления и иных представляемых документов, некорректно заполняется показатель «контактный телефон» при заполнении номера стационарного телефона и номера мобильного телефона, допускается включение в форму заявления полностью не заполненных страниц многостраничных листов формы заявления.

В соответствии с Требованиями печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов. Отдельными некоммерческими организациями не соблюдается указанное положение Требований.

7. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерацией от 24.09.2010 № 753 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» (далее – Правила) (если иное не предусмотрено рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами).

В соответствии с пунктом 2 Правил разрешение выдается Министерством юстиции Российской Федерации.

В нарушение положений пункта 4 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» допускаются случаи представления на государственную регистрацию документов создаваемых некоммерческих организаций, использующих в своем наименовании официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования.

Всего Управлением в 2017 году было принято 53 решения об отказе в государственной регистрации.

По состоянию на 01.06.2018 Управлением приняты решения об отказе в государственной регистрации в отношении 18 некоммерческих организаций.   Отсутствие внимания некоммерческих организаций к изменению действующего законодательства в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, а также недостаточный уровень правовых знаний объективно влияют на увеличение количества отказов в государственной регистрации некоммерческих организаций.

В целях сокращения количества отказов в государственной регистрации некоммерческих организаций Управлением продолжена работа по оказанию заявителям методической помощи, а также по проведению личных приемов начальником отдела по делам некоммерческих организаций Управления и «горячих» телефонных линий по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.

 

 

 

Отдел по делам

некоммерческих организаций 

08 июня 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).